«Театр потерял в моем лице ровно столько, сколько выиграло правосудие». The theater has lost in my face exactly as much as justice won.

«Театр потерял в моем лице ровно столько, сколько выиграло правосудие».

Просто незабываемая фраза Шерлока Холмса, сказанная о себе в рассказе Артура Конан Дойла «Камень Мазарини». Да, сегодня в рубрике «Диагнозы в искусстве» речь пойдёт о детективе Шерлоке Холмсе. Наверное, нет человека, который бы не читал или не смотрел фильмы про него.

И вряд ли кому придет в голову рассматривать образ гениального сыщика как человека, страдавшего какими-то расстройствами. Но почему бы не подвергнуть анализу личность всеми любимого героя?

  1. Начну немного издалека, чтобы был понятен ход мыслей. О складе мышления. Людей, у которых доминирует правое полушарие головного мозга, принято называть «правополушарными», если доминирует левое, то «левополушарными». Нейрофизиологи признают, что за логику и анализ отвечает левое полушарие. Следовательно, дедуктивно мыслящий герой Конана Дойла, проживавший на Бейкер-стрит, теоретически должен относиться к «левополушарным».

Но правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и в условиях недостатка информации восстанавливать целое по его частям (это признак индуктивного мышления). С работой правого полушария принято также соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Оно обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.

Таким образом, логика левого полушария без помощи правого может оказаться в какой-то степени ущербной, и лишь их одинаковая активность способна принести удивительные творческие результаты. Видимо, у Шерлока Холмса с одинаковой интенсивностью работали оба полушария – редкий случай! И его весьма серьезное увлечение игрой на скрипке – тому подтверждение.

Но асимметрия мозга четче выражена у мужчин, а женщинам свойственна пониженная асимметрия полушарий. Так что, как ни крути, мозг гениального сыщика по своей функциональности был ближе к так называемому женскому складу работы мозга, как это ни парадоксально.

2. Из биографии. Его особенности характера подробно представлены в первых повестях и рассказах.
«Этюд в багровых тонах» (1887): «…одержим наукой – это у него уже граничит с бездушием. Легко могу себе представить, что он вспрыснет своему другу небольшую дозу какого-нибудь новооткрытого растительного алкалоида, не по злобе, а просто из любопытства, чтобы иметь наглядное представление о его действии». «Его энергии не было предела, когда на него находил рабочий стих, но время от времени наступала реакция, и тогда он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося ни слова и почти не шевелясь».
Повесть «Знак четырех» (1890) : «Шерлок Холмс взял с камина пузырек и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций… – Что сегодня, – спросил я, – морфий или кокаин?.. – Кокаин… Хотите попробовать?.. Наркотики вредят здоровью».
«Приключения Шерлока Холмса» (1891–1892): «…Холмс, как истый представитель богемы, ненавидевший все формы светской жизни, оставался в нашей квартире на Бейкер-стрит, погребенный среди своих старых книг, чередуя недели увлечения кокаином с приступами честолюбия, дремотное состояние наркомана – с бешеной энергией, присущей его неистовой натуре» («Скандал в Богемии»).
— В «Записках о Шерлоке Холмсе» (1892–1893) Конан Дойл уже начинает постепенно оправдывать наркоманию своего героя: «Он не был привержен ни к каким порокам, а если изредка и прибегал к кокаину, то разве что в порядке протеста против однообразия жизни…» («Желтое лицо»).
Причем постоянное губительное курение «крепкого табака» к порокам автор не относил. «В характере моего друга Холмса меня часто поражала одна странная особенность: хотя в своей умственной работе он был точнейшим и аккуратнейшим из людей… во всем остальном это было самое беспорядочное существо в мире и его привычки могли свести с ума любого человека, живущего с ним под одной кровлей» («Обряд дома Месгрейвов»).
«И нелюбовь его к женщинам и несклонность завязывать новую дружбу были достаточно характерны для этой чуждой эмоциям натуры…» («Случай с переводчиком»).

О чем говорят данные особенности Шерлока Холмса?

  • Убежденный холостяк, ни разу не испытавший ни к кому романтических чувств, – яркое свидетельство гипосексуальности.
  • Злоупотребление наркотическими средствами, которое Конан Дойл описывает именно как злоупотребление, а не единичные эпизоды, можно рассматривать как наркотическую зависимость, которую Шерлок Холмс оправдывает самолечением своей скуки и других аффективных расстройств.
  • Циклотимические колебания настроения заставляли его употреблять либо стимулятор кокаин, либо «успокаивающий» его морфий. А желание или его отсутствие расследовать какое-либо преступление зависели от «интересности» последнего.
  • К развлечениям сыщика относится как стрельба из пистолета в стену своей комнаты (!), так и совершенно неожиданное и достаточно глубокое увлечение музыкой и полифоническим вокалом.
  • Нет, Шерлок Холмс не является точной иллюстрацией какого-то определенного психического расстройства. Предположительный диагноз этого персонажа в первых произведениях: «мозаичная» психопатия, осложненная зависимостью от наркотиков. Но этот диагноз к концу повествования о великом сыщике практически сходит на нет.
классический Холмс Конан Дойла в исполнении нашего Василия Ливанова и в исполнении Бенедикта Камбербэтча.

Это только если брать в расчёт книги. Но ведь сколько экранизаций про этого героя! Для разбора выбрала два самых ярких образа: классический Холмс Конан Дойла в исполнении нашего Василия Ливанова и более современный, в исполнении Бенедикта Камбербэтча.

Итак, что мы видим здесь?

  • Он не обращает внимания на нормы и условности обычного человеческого общения.
  • Его познания глубоки, но очень специфичны.
  • Он крайне холоден, и, как следствие, очень одинок. У него нет друзей, за исключением крайне лояльного Ватсона.
  • Из родни у него только брат, еще более замкнутый, чем он сам.
    Изобразил ли здесь Конан Дойл здесь нарушение личности? Рассмотрим.

1. Психопат или социопат?

Все, конечно, помнят, как в сериале BBC полисмен Андерсон бросил Шерлоку: «Психопат!», а тот огрызнулся: «Я высокоактивный социопат. Выучи, наконец, термины».

Но если их выучить, первое, что мы узнаем — что психопат и социопат, это, в общем-то, практически одно и то же, в быту неразличимо.

Среди психопатов выделяют первичных, которые, вероятно, такими и уродились. У них просто по-другому устроен мозг: не развиты области, отвечающие за эмпатию, самоконтроль и беспокойство.
Есть и вторичные психопаты, которых также называют социопатами. Скорее всего, такими их сделала трудная жизнь. И причин здесь может быть множество.

Для психопата характерно:

  • идея собственного величия, для которого нет ценности выше, чем он сам. Он — поверхностный патологический лжец, мастер манипуляций.
  • импульсивен и склонен к насилию, у него отсутствует способность сопереживать другим людям, а также чувство стыда и вины за дурные поступки.
  • из-за своей неспособности к чувствам часто мучается скукой. Он не умеет строить и поддерживать стабильные отношения.

И классический, и современный Холмс испытывают самые разные эмоции, но приучают себя дистанцироваться от них, не позволяя им управлять разумом.

«Любовь — это эмоция, которая противоположна чистому и холодному разуму. А разум я, как известно, ставлю превыше всего»,

говорит сыщик в «Знаке четырех». У настоящего психопата нет нужны избегать чувств, ведь у него их нет изначально.

А упрекнуть Холмса в отсутствии эмпатии и сострадания язык не поворачивается после всего, что он сделал, чтобы защитить лучшего друга Ватсона.

Он ответственен и справедлив, он спокойно признает, когда был неправ. А для психопата признать свою вину — нечто совершенно немыслимое.

Вывод: нет, он не психопат или социопат! У него нет таких диагнозов!

2. Аутичный детектив?

Читала на просторах интернета, что Шерлок страдает мягкой формой аутизма, известной как синдром Аспергера. Это заболевание было впервые описано австрийским педиатром Хансом Аспергером в 1944 году. И родился вопрос: «Мог ли Конан Дойл открыть этот синдром за 70 лет до Аспергера?»

Характерное свойство всех видов аутизма — трудности с пониманием, что думают и чувствуют другие люди, с поддержанием контакта с окружающими, завязыванием отношений. Не чувствуя, как их воспринимают другие, люди с таким синдромом часто ведут себя странно. Кроме того, они склонны детально изучать очень узкие области.

В рассказах Конан Дойла Шерлок Холмс время от времени демонстрирует все эти признаки. Прямота Холмса порой доходит до грубости. Даже когда он говорит с лучшим другом, его комплименты больше похожи на упреки.

В «Собаке Баскервилей» Ватсон с гордостью делится с Холмсом результатами своих наблюдений. Но тот отвечает, что Ватсон не источник света, а проводник, всего лишь помощник в решении загадок, которые может распутать только он сам.

Холмс часто хвастается детальными познаниями в специфических областях. Например, монографией о 140 сортах пепла. Он демонстрирует то, что Аспергер назвал «аутическим умом» — способностью видеть мир под совсем иным углом, чем другие, замечать детали, которые они пропускают.

Действительно, Шерлок гордится своей способностью придавать значение мелочам и называет это своим методом.

Но если взять современного Шерлока, то, похоже, проблем с распознаванием эмоций и взаимодействием в обществе у него нет. Да, он часто производит впечатление эксцентричного и черствого типа, но исключительно тогда, когда желает быть таковым. Здесь нет ни следа той неловкости в обществе и замкнутости, которую испытывают все аутисты.

Не проявляет он и другой ключевой черты аутистов — стереотипного поведения, когда человек постоянно повторяет одни и те же ритуалы и впадает в ступор при необходимости импровизировать.

3. Депрессивный маньяк?

Еще один часто обсуждаемый диагноз — биполярное расстройство, известное как маниакально-депрессивный психоз. Это заболевание, при котором периоды безудержной деятельности, напряженной активности (мания) сменяются периодами глубокой депрессии.

Маниакально-депрессивным детектива считает писатель Лесли Клингер, редактор самого известного аннотированного сборника историй о Шерлоке Холмсе. Того же мнения придерживается и историк Кирилл Кобрин, автор исследования «Шерлок Холмс и рождение современности».

Что видим мы?

«Весь вечер просидел он в кресле, совершенно счастливый, слегка двигая длинными тонкими пальцами в такт музыке: его нежно улыбающееся лицо, его мечтательные, затуманенные глаза ничем не напоминали о Холмсе-ищейке, о безжалостном хитроумном Холмсе, преследователе бандитов». «Союз рыжих».
То есть, в работе Холмс — стремительный, блестящий, полный идей и сил.

В «Знаке четырёх» он практически не спит и не ест все 82 часа, что продолжается расследование.
В паузах между увлекательными делами он совсем иной — медлительный, погруженный в себя, скучающий, подавленный. В такие периоды детектив почти не выходит из дома и злоупотребляет кокаином.

«Иногда я впадаю в тоску и могу молчать целыми днями. Не нужно думать, что я дуюсь, просто оставьте меня в покое и вскоре я буду в порядке», — сразу предупреждает Холмс своего соседа в «Этюде в розовых тонах».

Типичные симптомы мании (или её более легкой формы – гипомании):

  • настроение от приподнятого до эйфорического,
  • высокая активность, быстрая речь,
  • снижение потребности в еде и сне,
  • завышенная самооценка,
  • вызывающее поведение, склонность к риску,
  • раздражительность.
    В классической экранизации сыщик в разгар дела проявляет все эти признаки.


В повести «Знак четырех» фактически разворачивается полный цикл биполярного расстройства: от меланхолии в начале истории детектив разгоняется до бурной маниакальной деятельности. И завершается расследование снова депрессией: Ватсон покидает соседа ради молодой жены, а Холмс остается наедине с ампулой кокаина.

Доктор Ватсон, как автор биографии своего друга, считал, что Холмса подавляло отсутствие сложных задач для ума. Но здесь очень трудно провести границу между причиной и следствием.

Психиатры хорошо знают, что приступы мании можно спровоцировать — стоит поработать несколько ночей подряд вместо сна. Возможно, Холмс занимался делами только в маниакальные фазы, или особо интересные расследования помогали ему выкарабкаться из депрессии? Не стоит забывать, что стрессовая работа и стимулирующие наркотики — классические триггеры, то есть то, чем можно спровоцировать приступы мании.

А увлеченность Холмса сверхидеями? Он, естественно, считал себя лучшим детективом. При этом для него не важны материальные блага, а ради подвигов он решил полностью пожертвовать личной жизнью.

Наконец, зависимость от наркотиков. В тяжелые периоды Шерлок колол 7% раствор кокаина «три раза в день в течение месяцев». Наркотики — очень распространенный способ самолечения для страдающих аффективными расстройствами.

Но не любые наркотики. Сыщик злоупотреблял кокаином и даже посмеялся над неграмотностью Ватсона, который, застав его в притоне в рассказе «Человек с рассечённой губой», заподозрил в курении опиума.

Разница, действительно, есть: кокаин — сильный стимулянт. Наверное, он был необходим детективу, чтобы переживать депрессивные фазы, сохраняя остроту ума? В то время как опиум, напротив, расслабляет, чего Холмс не мог себе позволить.

Джереми Бретт в роли Холмса


И, может, не случайно и то, что идеальным воплощением Шерлока Холмса для миллионов поклонников стал Джереми Бретт. Актер, всю жизнь страдавший от тяжёлой формы маниакально-депрессивного расстройства, называет эту роль «самой трудной в своей карьере, труднее Гамлета и Макбета».
Бретт известен тем, что он не просто играл Холмса, он старался стать им, представляя его как абсолютно реального человека, вплоть до мелких привычек и мыслей.

Но все перечисленное не стоит переносить на харизматичного Шерлока BBC. В сериале мы не наблюдаем ни одной настоящей депрессии. Герой Бенедикта Камбербэтча всегда полон энергии, деятелен и крайне самоуверен. Конечно, иногда он скучает без дела и раздражается от глупости окружающих — но это вполне нормально для гиперактивного и очень умного парня.

Вывод:

Современный Шерлок, такой, каким его изобразили авторы Стивен Моффат и Марк Гэтисс, не унаследовал даже черт характера, которыми обладал оригинал Конан Дойла. Этот герой совершенно нормален (что вовсе не значит, что у него легкий характер), и называет себя социопатом лишь из любви к драматическим эффектам.

«Театр потерял в моем лице ровно столько, сколько выиграло правосудие».

Будьте здоровы!

На Главную.

«Театр потерял в моем лице ровно столько, сколько выиграло правосудие». The theater has lost in my face exactly as much as justice won.: 5 комментариев

  1. Я тоже всегда считала, что Шерлок Конан Дойля — почти иллюстрация к синдрому Аспергера. Согласна с Вами что все современные экранизации это не выражают. Вот нас бы с Вами к ним в консультанты!

    Нравится 1 человек

  2. Ничего не слышала вот по какому поводу: у Шерлока был настоящий прототип? Или автор взял и описал его характер с себя? Или вообще это образ собирательный?

    Нравится 1 человек

  3. Конан Дойль в молодости како-то время работал санитаром у знаменитого в то время хирурга Джошуа Белла. Позднее он признался, что в какой-то мере именно Белл навел его на мысль о «логичном детективе».

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s