Никаких перин — только закаливание! Как воспитывали внуков Екатерины II. No featherbeds — just hardening! How the grandchildren of Catherine II were brought up.

Екатерина II

Недавно родила моя подруга. И, естественно, она зачитывается книгами по воспитанию детей. Недавно она нашла правила Екатерины II по воспитанию. По-моему, они актуальны и в наши дни. Если бы все сейчас так воспитывали своих детей и внуков!

До прочтения труда Екатерины я удивлялась, почему у некоторых родителей дети закатывают сильные истерики в магазине, или просто на улице. Мои сыновья никогда так не истерили. Детских истерик не было в принципе. Прочитав данный свод наставлений, я всё поняла.

«Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей«

Источник:
Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина : 13 марта 1784 года : собрание русского императорского исторического общества. Т. 10. — С. 310-330.


Вот так. Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.

В 1784г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя царских внуков Александра и Константина.

Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Такая уж сложилась тогда ситуация при дворе. Кто знает хорошо историю, тот вспомнит. Когда же, после дворцового переворота 1762 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.

Внуки Екатерины II: Александр и Константин

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.

В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности —

  • строгость,
  • умеренность,
  • разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.

Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт царских семей в Европе, чем на быт старой России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили («…когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать»), но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки. Вот такая царица-педагог!

Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:

  1. Не запрещать им играть, сколько хотят.
  2. Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
  3. Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
  4. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
  5. Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
  6. Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
  7. Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
  8. Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.
  9. Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
  10. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
  11. Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
  12. Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
  13. Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
  14. Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
  15. Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Источник:
Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина : 13 марта 1784 года : собрание русского императорского исторического общества. Т. 10. — С. 310-330.

Насколько великой нужно было быть!

Всем прекрасного настроения!

На Главную.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s